Банки создают сети платежных терминалов


Многие банки сейчас создают собственные сети платежных терминалов. Банкиры надеются, что популярность терминалов у клиентов банка во многом будет зависеть от их «наполнения».

Например, Россельхозбанк предполагает создать свою сеть из 1700 терминалов. Автомата планируется разместить практически во всех федеральных округах РФ.

Банки создают сети платежных терминалов

Банки создают сети платежных терминалов

Больше всего терминалов будет поставлено в Москву (80 штук), Дагестанский филиал Россельхозбанка (53), Алтайский и Краснодарский филиалы (по 47), а также в Ростовский филиал (46). Устройства будут иметь сенсорный монитор диаметром не менее 17 дюймов и модуль приема наличных с возможностью распознавания рублей, евро и долларов. РСХБ также рассматривает возможность дальнейшей установки на терминалы сканеров штрихкодов.

«Россельхозбанк проводит мероприятия по развитию собственной сети информационно-платежных терминалов в целях развития инфраструктуры приема и обслуживания банковских карт, а также снижения операционных расходов по массовым операциям, — сообщили в пресс-службе банка. — В терминалах будут предоставляться услуги по пополнению банковских карт, погашению кредитов, открытию и пополнению депозитов. Кроме того, можно будет осуществить переводы между счетами клиента и платежи в адрес наиболее популярных поставщиков услуг (мобильная связь, ЖКУ, Интернет, коммерческое ТВ)».

У банков, которые имеют свою сеть платежных терминалов, они стоят, как правило, в их отделениях. Клиенты банков довольно регулярно пользуются терминалами, особенно если они в них могут оплачивать разные услуги: мобильный, жкх, интернет, электричество и пр.

«Чем больше платежных операций можно совершить в терминале, тем чаще клиенты им пользуются, — уточняет эксперт. — Важно, чтобы интерфейс терминала был достаточно простым для клиента — минимум действий без лишних переходов. В этом плане очень полезны сканеры штрихкодов. Помимо того что терминалы предоставляют возможность совершать платежи без очередей, за счет нажатия нескольких кнопок, еще одним их преимуществом является наличие всегда свежей информации об услугах кредитной организации и возможность оставить заявку на кредит или другой продукт банка».

Эксперт говорит, что банки развивают сеть терминалов по двум причинам: чтобы предложить клиенту удобный ему сервис и чтобы разгрузить свои операционные кассы.

Например, у Связного Банка сейчас сеть терминалов насчитывает около 50 устройств, большинство из которых расположено в отделениях банка. Они позволяют нам решать наши локальные задачи (в частности, мелкие операции клиентов мы переводим именно в терминалы), но над построением большой собственной сети терминалов вне банковских офисов руководство Связного Банка даже не думало, т.к. это большие затраты и при этом весьма высокая конкуренция.

Оценивать любые проекты по построению сети платежных банковских терминалов необходимо с точки зрения мест для их размещения. Если речь идет о поставке 1500 терминалов непосредственно в офисы банка, все логично — терминалы дешевле банкоматов, быстрее принимают небольшие суммы наличных средств, позволяют оплачивать услуги как наличными, так и картами и значительно сокращают время обслуживания клиентов при условии проработанной логистики в отделениях банка. А вот развитие терминальной сети вне офисов, ввиду больших затрат и высокой конкуренции, может быть уже и не таким эффективным.

При этом терминальная сеть востребована, если объединяет многих получателей. «Вопрос не в том, чтобы заказать 10.000 терминалов и расставить их по офисам, а в том, чтобы клиенты банка и любые другие плательщики могли заплатить за нужные им услуги или товары.

Если речь идет о доступности тех же самых операторов, что в QIWI или «КиберПлате», то успешность новой сети остается под вопросом, потому что это экстенсивный путь. Чтобы стать конкурентоспособной, новая сеть должна предложить необычные услуги как для получателей, так и для клиентов.

Эксперт прогнозирует, что если популярность использования терминалов для осуществления платежей раскрутится, необходимая клиентская аудитория для данных устройств найдется, поскольку значительно удобнее воспользоваться терминалом, нежели стоять в очереди в кассу. «Тем не менее существует риск, что клиенты отвернутся от терминалов конкретного банка, если интерфейс пользователя окажется неудобным, а функциональность — недостаточной».