В кризис средняя сумма платежа возросла со 100 до 110 рублей


В 2009 году падало все: продажи автомобилей, зарплаты, ипотека, продажи на всевозможных рынках и ставка рефинансирования. Должно же было хоть что-то расти. И росло – объем рынка моментальных платежей увеличился на 21%. И даже средняя сумма платежа возросла со 100 до 110 рублей. Не удивительно, что рынком в 649 млрд рублей интересуются банки.

В кризис средняя сумма платежа возросла со 100 до 110 рублейЕсли посмотреть на темпы роста отдельных участников рынка, то нетрудно заметить: наиболее быстрыми темпами рос участник под названием «Остальные». Именно в эту категорию, по словам председателя комитета «Национальной ассоциации участников электронной торговли» Бориса Кима, попали банки. Да не просто мелкие, а самые что ни на есть лидеры: треть всех платежей в этой категории пришлась на Сбербанк.

Рост средней суммы платежа в НАУЭТ связывают с увеличением доли «тяжелых платежей»: погашение банковских кредитов, оплата авиабилетов, услуг ЖКХ и интернета. Действительно, рынок оплаты услуг сотовой связи уже захвачен, владельцам терминалов приходится искать другие источники доходов. Прием платежей по кредитам первым стал предлагать «Элекснет», за ним потянулись остальные, но и сейчас доля моментальных платежей в общем объеме выплат по кредитам не превышает 1–2%. Другие драйверы роста: авиабилеты, денежные переводы, расчеты с государством – в первую очередь, оплата штрафов ГИБДД, и… лотереи. Участники рынка моментальных платежей возлагают большие надежды на олимпийскую лотерею, которую России придется организовать по условиям соглашения с МОК. И тут пальма первенства у QIWI, которая уже договорилась с «Русским лото» и Гослото.

Нет ничего удивительного, что бизнес платежных терминалов растет, несмотря на кризис: россияне любят наличные, и вряд ли кто-то в ближайшее время сможет их убедить в обратном. Многие пользуются банкоматами, просто чтобы снять с карты наличные и тут же засунуть их в терминал для оплаты услуг. Не останавливает даже высокая комиссия. Банкиры еще в прошлом году признали: пластик проиграл битву наличным.