Сотовые операторы оснащают свои терминалы технологией NFC


МегаФон планирует пилотный запуск брендированных терминалов оплаты с NFC.

Сотовые операторы оснащают свои терминалами технологией NFCОб этом  сообщил директор по операционной деятельности дочерней компании ОАО «МегаФон» — MegaLabs — Виталий Стародубов и добавил, что поначалу эти терминалы с расширенным функционалом будут установлены в розничных салонах оператора.

Другой оператор «большой тройки» — ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) — тоже развивает проект по оснащению розничных салонов собственными терминалами, которые будут поддерживать NFC. «В настоящее время специальными терминалами МТС уже оборудовано 200 офисов продаж в Москве, в перспективе мы планируем распространить этот проект на все салоны оператора. В рамках развития бесконтактных платежей и внедрения сервисов NFC МТС уже оснастила часть своих офисов POS-терминалами, принимающими к оплате карты MasterCard PayPass, через эти терминалы также можно расплатиться с помощью мобильного телефона. Кроме того, МТС Банк оснащает такими NFC-считывателями свои банкоматы», — пояснила пресс-секретарь МТС Валерия Кузьменко.

«Что касается трендов рынка приема платежей, то популярность наличных платежей через терминалы постепенно снижается: за год их объем через терминалы снизился почти на 10% (данные комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли, НАУЭТ) при аналогичном 10%-ном росте альтернативных способов оплаты у МТС (банкоматы, сервисы автоплатежей банков-партнеров с карт, сервис мобильной коммерции «Легкий платеж»). Объем безналичных платежей через приложения мобильной коммерции и сайт оператора выросли в два раза», — добавила Валерия Кузьменко.

С ней согласна и аналитик «Финам Глобал» Нелли Матвеева, которая полагает, что в ближайшее время технология NFC на фоне динамичного развития индустрии безналичных платежей будет весьма востребована и в дальнейшем сможет составить конкуренцию традиционным решениям.

«ВымпелКом» продолжает рассматривать различные варианты NFC-проектов в области торговли, транспорта, в банковской сфере в ряде регионов России. «NFC, безусловно, потенциально интересное направление, но следует отметить, что проникновение SIM-карт с функционалом NFC в России пока довольно низкое, — сказала пресс-секретарь ОАО «ВымпелКом» Анна Айбашева. — В целом повышение качества продаж и обслуживания абонентов — один из фокусов нашей работы. Сейчас мы активно развиваем сеть собственных офисов, стремясь обеспечить удобство пользования нашими услугами. Мы анализируем различные форматы и возможности развития обслуживания в наших офисах».

По мнению руководителя департамента беспроводных технологий J’son & Partners Consulting Виталия Солонина, для продвижения NFC нужна консолидация всех заинтересованных групп – операторов, банков, торговых сетей, транспортных компаний, органов власти и пр. «Необходима также широкая рекламная кампания — большая часть населения России не подозревает о существовании NFC. В частности, как показал опрос абонентов сотовой связи в городах-миллионниках, проведенный J’son & Partners Consulting совместно с компанией Smartest в июле 2012 г., почти половина (48,8%) респондентов ничего не слышала об этой технологии, — рассуждает в Виталий Солонин. — Проект «МегаФона» по установке NFC-терминалов выглядит скорее пробным шаром. Оператор протестирует эту технологию в своих розничных салонах, соберет статистику по ее использованию, а уж затем примет решение – стоит ли ее внедрять в более широких масштабах. Есть определенные сомнения, что в таком варианте — NFC-терминалы в салонах «МегаФона» — сервис будет пользоваться большим спросом».

Технология NFC больше всего развита в Японии и Южной Корее. Что касается терминалов оплаты с этой технологией, то это лишь «капля в море» рынка NFC, считает Виталий Солонин. «К сожалению, в целом по миру технология NFC оказалась не столь популярной, как ожидалось ранее. Например, одно из западных агентств в 1,6 раза снизило свой прогноз по объему розничных транзакций, совершенных с помощью мобильных телефонов. Одна из причин – отказ Apple внедрять NFC в свои смартфоны iPhone 5, что существенно снизило доверие к этой технологии среди ритейлеров и брендовых вендоров, а также привело к снижению установок терминалов для NFC-платежей и сокращению кампаний по продвижению технологии», — подытожил Виталий Солонин.

Однако Нелли Матвеева считает проект с запуском терминалов с расширенным функционалом весьма актуальным. «Технологии NFC, в частности в розничной торговле, несомненно, обладают огромным потенциалом. Конечно, пока инфраструктура российского рынка бесконтактных платежей находится на самом первоначальном этапе формирования, но перспективы у этого направления очень значительные. В ближайшее время собственные проекты в этом сегменте представят и другие компании, инициаторами будут выступать, прежде всего, операторы связи и крупнейшие банки», — сказала Нелли Матвеев.