Владелица электронного кошелька выиграла у QIWI в суде


В Калининградской области суд обязал «КИВИ Банк» выплатить более 120 тысяч рублей клиентке, чей кошелек QIWI опустел на 85131 рубль без СМС-подтверждения, лишь с уведомлением через «Личный кабинет».

Владелица электронного кошелька выиграла у QIWI в суде

Владелица электронного кошелька выиграла у QIWI в суде

В Багратионовский районный суд с иском к ЗАО «КИВИ Банк» о возврате ей утерянных денежных средств обратилась местная жительница, подключившая сервис «QIWI-кошелек».

В обоснование своих требований истица указала, что для оплаты покупок через интернет, а также услуг телефонной связи без комиссии 16.01.2014 года она с помощью платежного терминала «КИВИ Банка» создала «QIWI-кошелек», на который положила 5000 руб. На следующий день в магазине женщина пополнила электронный кошелек на сумму 86860 руб. Однако 18.01.2014 года она обнаружила, что деньги на ее счете отсутствуют, при этом СМС-оповещений об их передвижении она не получала.

Когда истица обратилась в банк с просьбой разобраться в ситуации, ей ответили, что средства выведены неизвестными лицами, и предложили обратиться в полицию. Полагая, что кредитное учреждение не приняло должных мер для сохранности ее денег, женщина обратилась в суд.

Рассмотрев материалы дела, суд указал, что истица, ознакомившись с публичной офертой «КИВИ банка» об использовании платежного сервиса «Visa QIWI Wallet» и зарегистрировав через терминал учетную запись пользователя, заключила с банком договор.

Установлено, что 16.01.2014 года с ее баланса был проведен платеж на сумму 4882 руб., а 17-го числа – еще шесть платежей на общую сумму 85131 руб. При этом выяснилось, что истица не отключала услугу СМС-подтверждения платежей. Она обнаружила факт использования электронного платежа от ее имени лишь 18.01.2014 года, когда зашла на интернет-сайт сервиса QIWI, и в тот же день сообщила об этом КИВИ-банку по e-mail.

Суд постановил взыскать с «КИВИ Банка» в пользу клиентки утерянные средства в размере 91 860 руб. и штраф в 45 930 руб. С ответчика также взыскана госпошлина в 2955 руб.

Не согласившись с решением, банк подал апелляционную жалобу в Калининградский областной суд, судебная коллегия которого указала, что при заключении договора стороны установили порядок информирования клиента о совершении каждой операции с использованием электронного кошелька как путем отражения информации на WEB-сайте сервиса, так и с помощью СМС-уведомления.

При этом женщина направила оператору уведомление об использовании кошелька без ее согласия сразу после обнаружения этого факта, но более чем через сутки со дня получения уведомления о проведении платежа на сумму 4882 руб. с баланса ее учетной записи, однако не позднее дня, следующего за днем получения от оператора уведомления о других платежах на 85131 руб.

Таким образом, с учетом того, что банк исполнил свою обязанность по информированию клиента о совершенной 16 января операции, а пользователь не направила в установленный срок уведомление о неправомерном использовании кошелька, ответчик утверждал, что не обязан возмещать истице сумму этой операции.

Судебная коллегия апелляционного суда постановила изменить решение районного суда, уменьшив основную сумму взыскания до 85 131 руб., сумму штрафа – до 42 565 руб., а общую взысканную сумму – до 127 696 руб.